Давайте теперь дадим такое определение языку: это способ описания человеком своих внешних и внутренних зрительных, слуховых и чувствительных образов.
Описание внешних образов — это описание окружающей реальности. В связи с этим возникает важный вопрос: КАК и КАКУЮ реальность вы хотите описывать? Вы должны четко знать ответ на этот вопрос, перед тем как выбрать носителей языка (или видеозаписи носителей), которых вы собираетесь моделировать. Особенно это важно на продвинутых стадиях изучения языка, когда вы начнете активно прорабатывать оригинальные фильмы и аудиокниги на иностранном языке. Результат моделирования носителей языка — это развитие вашей способности свободно, легко описывать окружающую реальность в точности так же, как это делают они, поэтому подходите тщательно к выбору объекта моделирования. Например, если ваша основная цель — это деловой английский, то вряд ли стоит смотреть исторические фильмы про ковбоев или пиратов и моделировать их речь и поведение. Важную роль в выборе объекта моделирования играет качество перевода фильма/ аудиокниги, которым вы будете пользоваться на одном из этапов изучения языка. Если перевод очень хороший, то по нему легко оценить стиль языка носителей (просторечие/жаргон/литературный и т. д.) и объем лексики, которую они используют.
И кстати, раз уж речь зашла об описании окружающей реальности с помощью языка, то замечу: делать это четко, «правильно» дано очень немногим людям, даже весьма образованным. Почему я употребил и поставил слово «правильно» в кавычки? Да потому что по определению не может существовать полного, объективного описания окружающей реальности. Она каждому видится «со своей колокольни» восприятия мира (в НЛП есть даже такое выражение: карта — не есть территория). Поэтому любое описание реалий действительности — это описание упрощенное, со многими опущениями, а нередко и с искажениями.
Зачастую человек, даже признанный гением, затрудняется описать структуру своего поведения. Вспоминается документальный фильм «Искусство импровизации» (« The Art o f Improvisation ») о Кейте Джарретте ( Keith Jarrett ) — поистине гениальном пианисте, музыканте и импровизаторе. Некоторые из его сольных концертов, которые целиком были импровизацией, в настоящее время признаны классикой джазовой музыки. Вот как Кейт Джарретт описывает свое поведение: «Музыка — результат процесса, происходящего внутри музыканта… Я научился импровизировать, играя классическую музыку… Во время концерта-импровизации я понятия не имел о том, что делаю». Или, например, описание своих действий, своего поведения, данное музыкантом-импровизатором Гари Пикоком (Gary Peacock), контрабасистом, который играл вместе с Кейтом Джарреттом: «Сначала музыка входит в нас, а после этого уже можно не волноваться о том, что играть, — музыка говорит тебе, что играть». Не кажется ли вам, что эти описания структуры поведения довольно расплывчаты?
Гений может приводить красивые метафоры о мотивации своего поведения, давать уникальные с его точки зрения советы типа «будьте сами собой», «доверьтесь собственной интуиции, и у вас все получится», но чаще всего все эти лингвистические описания ничуть не помогают вам достичь цели — овладеть поведением гения.
Что же делать: сдаться и убедить себя в том, что гениальность — дар свыше? Ну а нам, простым смертным, остается только завидовать… Можно сдаться. А можно начать моделировать!
Между прочим, тот факт, что вы читаете сейчас эту книгу, означает: вы доверяете моей способности описывать мое собственное поведение. Но выбора у нас нет: вы не находитесь рядом со мной и не можете узнать, как я выгляжу, что я делаю, когда изучаю иностранный язык, вы не имеете возможности моделировать мое поведение непосредственно, вживую. В связи с этим мне хочется процитировать одну фразу Джона Гриндера: «Если вы хотите научиться делать что-то, что умеет делать найденный вами гений, не делайте того, о чем он говорит! Делайте то, что он делает!»