Гринвич (Greenwich) — это бывшее предместье Лондона ныне один из городских округов столицы Великобритании. Знаменито это местечко прежде всего Королевской обсерваторией (Royal Observatory), расположенной на высоком холме в живописном парке. Трудно, должно быть, найти человека, которому не были бы знакомы такие слова, как «Гринвичский меридиан» и «время по Гринвичу», имеющие непосредственное отношение к этому старинному научному комплексу. А в 1967 году Гринвичская обсерватория стала музеем, коллекция которого насчитывает около семи тысяч экспонатов. Здесь же открыт теперь и великолепно оснащённый планетарий.
Королевская обсерватория (Royal Observatory). Отсюда отсчитывается все время мира.
Однако история обсерватории тесно связана не только со звёздным небом, но и с морской навигацией. Основал её в 1675 году король Англии Чарлз II — для составления звёздных карт, календарей и таблиц, которые помогали бы морякам точно находить долготу местонахождения своих судов. Для обсерватории монарх выделил участок собственной земли в гринвичском Королевском парке. Первым директором, носящим титул Королевского астронома, стал талантливый молодой учёный Джон Фламстид (John Flamsteed). Он обосновался в обсерватории с двумя ассистентами и без промедления принялся за наблюдение звёзд и математические расчёты.
Джон Фламстид (John Flamsteed), первый Королевский астроном.
Специально для телескопов архитектор Кристофер Рен спроектировал восьмиугольную комнату (Octagon Room), причём вдобавок она предназначалась и… для официальных приёмов. Как раз в ней Фламстид беседовал с молодым русским царём Петром, посетившим Гринвич во время своей поездки по Европе. Государь пригласил ассистента Фламстида — Эдмонда Галлея (Edmond Halley) приехать работать в Россию, однако тот отказался.
Знаменитая восьмиугольная комната (Octagon Room).
Чуть забегая вперёд, надо сказать, что Галлею суждено было стать вторым директором Гринвичской обсерватории. Он вступил в эту должность, уже будучи известным учёным. Галлей прославился своими наблюдениями за движением Луны относительно звёзд и точным вычислением орбиты кометы, которая теперь носит его имя — знаменитой кометы Галлея.
Эдмонд Галлея (Edmond Halley), второй директор Гринвичской обсерватории,
прославился своими наблюдениями за движением Луны относительно звёзд и точным вычислением орбиты кометы.
Что же касается восьмиугольной комнаты Гринвичской обсерватории, то теперь здесь музейная экспозиция. Один из самых интересных экспонатов — часовой механизм конструкции знаменитого мастера Томаса Томпьена. Это самые точные часы начала XVIII столетия. Их заводили лишь раз в год, и именно ими пользовался первый директор обсерватории Фламстид при измерении скорости вращения Земли.
Однако вскоре после того, как Фламстид начал производить наблюдения звёзд, обнаружилось, что фундамент восьмиугольной комнаты постепенно оседает и, следовательно, ни о какой точности не может быть и речи. Фламстиду пришлось перенести свою работу в маленькую постройку в саду. Впоследствии она была расширена его преемниками и получила название «Меридиан». За время своих наблюдений Фламстид собрал и обработал огромное количество данных о местоположении и движении звёзд. После его смерти в 1719 году был издан «Звёздный каталог», содержащий составленные по наблюдениям Фламстида звёздные карты и таблицы.
А за пять лет до этого, в 1714 году, Королевская комиссия учредила премию в 20 тысяч фунтов стерлингов тому, кто найдёт точный способ определения одной из географических координат — долготы. Помимо настоящих учёных и изобретателей, необычайно щедрая награда привлекла огромное количество шарлатанов, предлагавших самые невероятные решения. Познакомиться с этими забавными проектами можно в одной из экспозиций музея.
Решена же была проблема с изобретением высокоточных и надёжных часов — хронометра (chronometer). Сконструировал его часовой мастер Джон Гаррисон (John Harrison). Теперь достаточно было выверить хронометр на Гринвичском меридиане, который условились считать нулевым, и взять его с собой в путешествие или плавание. Это лондонское время хронометр продолжал показывать и в любой другой точке Земли, хотя местное, определяемое, как и лондонское, с помощью астрономических методов по высоте Солнца, уже было иным. Поэтому вычисление долготы сводилось к определению разницы этих двух времён. Зная, что Земля поворачивается за один час на 15 градусов долготы, по разнице нетрудно вычислить долготу любой географической точки…
Хронометр (chronometer) — самые высокоточные и надёжные часы.
Часовщику Гаррисону посвящена в музее целая галерея, носящая его имя. Здесь можно увидеть четыре хронометра, сконструированных мастером между 1730 и 1759 годами.
Джон Гаррисон (John Harrison), часовой мастер, изобретатель хронометра.
Любопытно познакомиться и с тем, как в XVIII веке Гринвичская обсерватория подавала сигнал точного времени. На шпиле одной из её башен был установлен красный шар сигнала времени (Time ball). Ровно в 13 часов 00 секунд шар падал, и моряки выставляли это время на своих хронометрах.
Падение шара на этом шпиле означает ровно 13 часов 00 секунд.
Можно увидеть в музее и… сам знаменитый нулевой Гринвичский меридиан. Он проходит через так называемый Меридианный круг Эйри, расположенный в одном из помещений здания «Меридиан». Этот инструмент, установленный седьмым по счёту директором обсерватории, Королевским астрономом Джорджем Эйри, в 1851 году, отличался особой точностью, и с его помощью произвели более 600 тысяч наблюдений. Для большей наглядности дворик обсерватории пересекает и специально нанесённая линия, отмечающая меридиан. На ней всегда фотографируются туристы, стоящие одной ногой в Западном, а другой — в Восточном полушарии Земли. Правда, сотрудники музея шутят, что увлекаться этим не стоит, чтобы не вызвать «раздвоения личности». Рядом — автомат, готовый продать любому желающему сувенирный «Сертификат времени», удостоверяющий пребывание на нулевом меридиане.
Знаменитый Гринвичский меридиан.
Шло время, в 1893 году Гринвичская обсерватория была оснащена огромным рефракторным телескопом, тогда одним из крупнейших в мире. Купол, под которым он располагается, едва ли не самая заметная постройка всего этого старинного научного комплекса. С помощью этого телескопа учёные смогли наблюдать далёкие звёзды и галактики, и ещё долго Гринвичская обсерватория оставалась одним из главных астрономических центров на Земле.
Купол, под которым располагается рефракторный телескоп.
Рефракторный телескоп Гринвичской обсерватории.
И всё-таки к середине XX века, оказавшись уже в черте столицы Великобритании, обсерватория стала утрачивать своё прежнее значение из-за сильной загрязнённости воздуха. Именно потому в конце концов здесь решено было открыть музей, где всегда много посетителей. Кстати, к их услугам, помимо всех музейных экспонатов, и самый настоящий телескоп. Размеры его, правда, не слишком велики, и разглядывают в него не далёкие звёзды и планеты, а… некоторые лондонские достопримечательности.
Особой популярностью у туристов пользуются вечерние экскурсии в этот астрономический музей. В темноте небо над Гринвичской обсерваторией рассекает яркий лазерный луч, направленный точно по нулевому меридиану нашей планеты.
Лазерный луч Гринвичской обсерватории. Луч направлен точно по нулевому меридиану нашей планеты.